Button Up

Защита или Запрет?

05.10.2007

 Посмотри сюда! Что видишь?
- Я вижу белый круг.
- А я вижу черный!
- Как белое может быть черным?
- Точно так же как и черное белым.

Из беседы Сократа с учениками

Означает ли защита запрет? Большинству из нас не нравится когда нам что-то запрещают, в то же время многие совсем не против если их будут защищать. Однако найдутся такие, которые заинтересованы в постановке определенного запрета. Я уже не говорю про таких, кто совсем не в восторге от того, что вас кто-то собирается защищать.

Если кратко резюмировать, то что сказано выше, то получается примерно следующее: для кого-то черное это белое, а для кого-то совсем наоборот…

Полагаю, что читатель еще не забыл название журнала, который он держит сейчас в руках, а потому становиться понятно о какой защите пойдет сегодня речь. Защита компьютерных игр от пиратства – вот одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем в среде разработчиков и издателей игр для PC. Все чаще к этому обсуждению присоединяются простые геймеры и пользователи и все чаще в адрес производителей игр летят упреки в использовании защиты от копирования, а некоторые доходят до прямого бойкота игр содержащих те или иные схемы защиты. Несколько мелких онлайновых изданий отказались делать обзоры вновь выходящих игр именно из-за наличия на них защиты. На форумах издателей то и дело возникают пользовательские петиции с требованиями выпустить патч, убирающий защиту с той или иной игры. В общем что-то происходит и это «что-то» можно назвать одним словом – недовольство.

Однако это только одна сторона медали. Ведь разработка и издание игр – это бизнес, а у бизнеса есть свои законы. И каждый вложенный евро хочется вернуть и желательно с прибылью. Прибыль издателя это не только зарплата сотрудников самого издательства, прибыль издателя это прежде всего будущее индустрии компьютерных игр, новые захватывающие миры, качественные и интересные сиквелы старых хитов, большее количество поддерживаемых платформ и форматов и так далее. Если издатель выпустил игру и не окупил ее производство и раскрутку, то на таком проекте как правило ставиться крест. Молодая многообещающая команда разработчиков, предложившая свою первую игру, объем продаж которой не устроит издателя скорее всего распадется. Издатели и разработчики очень хотят защитить свою интеллектуальную собственность и желательно понадежнее.

Таким образом мы с вами имеем как бы две партии – «партию пользователей» и «партию производителей». У обеих партий одна благородная цель – много компьютерных игр хороших и разных. Методы достижения этой цели партии представляют себе по-разному. Если производитель желает ограничить возможности по копированию лицензионных дисков, то пользователь напротив заинтересован в как можно большей свободе действий. У каждой партии свои весомые аргументы:

- Защита от копирования – это защита наших инвестиций! - утверждают первые.
- А как же резервная копия, полагающаяся нам по закону? – интересуются вторые.
- Пиратство - бич индустрии компьютерных игр! Мировые потери от пиратов в 2006 году составили более $40 млрд. – настаивают первые.
- Ты кого назвал пиратом? Я – честный пользователь и ни разу не пользовался пиратской продукцией. Я имею право требовать, ведь я плачу вам деньги! – парируют вторые.
- То что мы делаем это всего лишь превентивные меры. Без защиты мы терпим убытки. Защита от копирования была, есть и будет.
- На моем диске появились царапины и я боюсь что еще немного и диск развалиться на кусочки. Как я тогда буду играть?
- Просто надо покупать качественные приводы, и не разбрасывать диски где попало…

И хотя я отлично понимаю производителей и поступил бы на их месте точно так же как поступают они, согласитесь, последний аргумент не сильно обнадеживает…

Проблема недовольства защитой от копирования действительно существует. Справедливости ради стоит сказать, что большая часть пользователей вообще не подозревают о существовании какой-либо защиты от копирования. Для них ошибка при запуске игры – не более чем для нас с вами проблемы с функционированием башенного крана. Вы разбираетесь в башенных кранах? Я – нет. Вот так же и они. Игра не заработала, ее сдали обратно в магазин и взяли новую. Таких людей около 60% от общего числа геймеров. Другая, меньшая и наиболее активная часть - пользователи постоянно посещающие Интернет-сайты, посвященные играм, интерен-форумы, где обсуждают игры. Они много знают о предмете, они разбираются в производителях защит, они способны определить тип защиты за пару секунд. Именно эта часть геймеров создает тот информационный фон, который может повлиять на репутацию того или иного издателя и разработчика. Именная они, в большинстве своем, не довольны существующим положением вещей. Есть даже примеры, когда именно под давлением пользователей крупные издатели принимали решение о применении определенного типа защиты.

Тут важно не путать тех, кто не желает покупать лицензию и в принципе ненавидит любую защиту, и тех кто за свои кровные купил дорогой диск, а воспользоваться им по назначению не может. Анализ упреков пользователей, проведенный мной в Интернете показал, что большинство проблем связано с привязкой защиты к компакт-диску. Т.е. для подтверждения того, что вы являетесь обладателем лицензионной копии игры, вам необходимо вставить диск в привод, запустить игру и после проверки подлинности диска игра заработает… А может и не заработает! Зависит это от нескольких факторов, главный из которых физическое состояние носителя.

Компакт-диск - изделие довольно деликатное, легко царапается при частом использовании. Не трудно догадаться, что чем чаще вы запускаете игру, тем больше вероятность неудачной проверки. И если игра популярна, то через некоторое время после релиза количество обращений в техническую поддержку по причине невозможности запуска игры из-за неудачной проверки диска может серьезно возрасти. Такую проблему можно решить выпуском патча, убирающим защиту или обменом диска на новый. В первом случае вы рискуете, что патч окажется в свободном скачивании в сети Интернет, во втором случае терпите прямые убытки.

Разыскивая данные для этого материала я наткнулся на любопытное  голосование, размещенное на одном из интернет-форумов. Причем этот форум, мягко говоря, не отличается большой лояльностью к лицензионной продукции и обсуждения на нем в основном вертятся вокруг темы где достать ISO или crack для той или иной только что вышедшей игры. Вопрос голосования звучал так: «Почему вы используете программы-эмуляторы оптических дисководов?». Ответы распределились следующим образом:

  • Мне надоело вставлять постоянно игровой диск – 48%
  • Я переживаю за механическую сохранность лицензии – 33%
  • Я принципиально не покупаю лицензионные игры – 11%
  • Я не могу себе позволить лицензионные игры – 8%

Интересная картина, не правда ли? Получается что честный легитимный пользователь специально пришел на хакерский форум в поисках «лекарства» от защиты. Неужели он настолько ленив, что не желает вставлять диск с игрой каждый раз когда ему вздумается поиграть? Неужели от так хочет сохранить носитель для потомков?

Но каков бы не был рядовой геймер, он является клиентом издателя, а клиент, как известно, всегда прав.

Лет 15 назад, когда компакт диск стал самым дешевым и массовым средством распространения цифрового контента, стали появляться и первые способы защиты таких дисков от копирования дабы пресечь незаконное, неконтролируемое их распространение. Способы бывают разные и большинство из них уходят корнями в прошлый век, а между тем на дворе уже 3 тысячелетие. Не смотря на это компакт диск остается наиболее доступным средством распространения игр и программ. Издатель, желающий охватить максимальную аудиторию, не думает всерьез о каком-то ином методе распространения своей продукции. Устройства чтения компакт-дисков есть в каждом компьютере и информация, записанная на компакт-диск, доступна для считывания повсеместно.

Однако высокие технология не стоит на месте. В частности совершенствуются средства доставки программ потребителю. Сегодня невиданное развитие компьютерных сетей позволяет загрузить любой контент прямо к себе на компьютер, минуя какой-либо физический носитель. Уверен каждый из вас хоть раз совершал покупку чего-либо в Интернет-магазине, а потому знает о чем идет речь. В этом случае, после оплаты, клиент, как правило, получает ссылку для скачивания дистрибутива программы и уникальный серийный номер, который в последствии используется для активации приложения как средство подтверждения вашей легитимности.

Такой метод распространения бесспорно решает все вышеозначенные проблемы с диском, это безусловно значительно повышает удобство использования приложения, для запуска которого не требуется постоянного подтверждение своей легитимности в качестве лицензионного компакт-диска.

Но многие предпочитают иметь у себя на полке именно красивую коробку с диском, а не дистрибутив игры на HDD. Немало людей коллекционируют игры. А если вы собираетесь сделать подарок другу? Ведь ему будет значительно приятнее получить именно коробку с подарком нежели абстрактную ссылку на закачку. Я уже не говорю про тех, у кого нет быстрого и дешевого доступа в глобальную сеть – такие люди остаются за боротом. В общем понятно, что сегодня полностью перейти исключительно на онлайн распространение игр не практично и не выгодно.

Что же можно предложить в качестве решения этой ситуации? Что бы и аудиторию максимальную охватить и одновременно устранить большинство проблем с физическим носителем? Решение может лежать в области гибридной защиты от копирования, некой универсальной версии, которая распространяется на оптических носителях, но не требует использования диска в качестве подтверждения легитимности купленной игры. Почему не объединить старый добрый компакт-диск и возможности, предоставляемые нам Интернетом?

В этом случае диск переносит только дистрибутив, а подтверждение того что куплена именно лицензия осуществляется через сеть. Носитель остается в целости и сохранности на долгие времена, лежит себе на полочке и не раздражает ленивого геймера. Повышается совместимость приложения, так как износ не приводит рано или поздно к невозможности запустить купленную игру. Уверен, тут и до создания полноценной резервной копии лицензионного диска недалеко, а это уже решение вопроса с законодательством. Пользователи без сомнения отметят удобство использования программы, защищенной по такой схеме. И если большинство ходят на пиратские ресурсы только для того что бы отучить игру от диска, то необходимость посещать такие ресурсы значительно снизиться.

А что же достается издателю? Каковы плюсы такого метода для «партии производителей»?

Конкуренция на рынке компьютерных игр огромна, подходя к прилавку магазина, пользователь наблюдает ряды ярких коробок с практически одинаковыми по смыслу и по жанру играм. Как сделать так что бы была куплена игра именно вашего издательства? Как привлечь пользователя именно к вашей продукции? Промо-акции, рекламные кампании, красочные презентации – это все очень здорово и полезно, однако подчас мы забываем о самом главном – уважение пользователем вашей компании из-за удобства использования издаваемого программного обеспечения и его качества. Сокращение количества обращений в техническую поддержку так же не может не интересовать. Не стоит забывать и надежности. Любой физический носитель можно съемулировать, что и делается с успехом при помощи программ-эмуляторов. А вот уникальный серийный номер как ни старайся съемулировать не получиться.

Сегодня защита от копирования - объективный факт и необходимость. Но ее наличие должно удовлетворять обе стороны. Одним она приносит прибыль, а другим не мешает наслаждаться любимыми играми. Вероятно, до выработки идеальных решений, полностью устраивающих всех, еще пройдет определенное время, однако первый шаг в правильном направлении будет сделан. И если будет существовать спрос на надежные и удобные в использовании средства защиты лицензионной продукции, то и предложение не заставит себя долго ждать.


Дмитрий Гусев
PR менеджер
d.guseff@star-force.com

О компании StarForce

Компания «Протекшен Технолоджи» (торговая марка StarForce) – ведущий российский разработчик программных решений в области контроля и защиты программ и электронной информации от утечек, копирования и нелегального распространения. С 2000 года компания разрабатывает и внедряет ультрасовременные технологические решения, защищенные соответствующими патентами РФ, США и Канады, что позволяет обеспечить охрану интеллектуальной собственности и авторских прав во всем мире.

Являясь экспертом в области защиты цифровой информации и программного обеспечения от утечек, копирования, взлома и несанкционированного распространения, компания разработала собственную систему Управления Цифровыми Правами (StarForce DRM), открывающую перед нашими клиентами широчайшие возможности по доставке цифрового контента и слежению за продажами. Технологии StarForce внедрены в таких компаниях как РЖД, Corel, 1С, Mail.ru, Аэрофлот, SUN InBev Russia, АМД Лаборатории, ATC International, МедиаХауз, Руссобит-М, Новый Диск, Бука, Snowball, 2Play, GFI, CENEGA, Akella и в ряде других.

Контакты для прессы:
pr@star-force.com

Возврат к списку

Новости компании

07.06.2024
08.04.2024
29.02.2024
07.02.2024
������ ����� � ����� ��� macOS
������ ������ �� USB