Легенды StarForce
Многие компании обрастают своими историями и легендами. И StarForce не исключение. Историй за 15 лет накопилось много, и среди них есть и забавные, и скандальные, и поучительные. Я представлю вашему вниманию три с половиной небольших рассказа, повествующих о любви StarForce к «Звёздным войнам», талантливым хакерам, котам и, вот сюрприз, к конечным пользователям.
История 1. Да пребудет с тобой Сила
![May the Force be with you](/images/press-kit/legend1.jpg)
Только очень далекий от «далекой-далекой галактики» человек не увидит ассоциативную связь между StarForce и «Звездными войнами». И действительно первый эпизод саги вышел в 1999 году, когда работа над системой защиты шла полным ходом. По воспоминаниям современников выход этого фильма стал большим событием для всех, кто чувствует душевную близость со Скайуокером по пятницам и Дартом Вейдером по понедельникам. И нам это тоже было близко, поэтому на стене комнаты, где разрабатывалась система защиты, висел календарь со «Звездными войнами», привезенный по случаю из-за границы. Это создавала определенную атмосферу.
Перед релизом системы участники стартапа работали на износ, а при определенной степени усталости, люди начинают разговаривать нестандартными фразами типа «насыпать кофе из красной банки можешь ты» или «сегодня о защите вселенной (игровой) буду думать я». Понятно, что реакция не заставила себя ждать – фраза «Да пребудет с тобой Сила» стала использоваться к месту и не очень. Кстати по-английски это звучит как «may the Force be with you».
Как-то в офисе оказался человек, далекий от темы звездных войн, ничего о них не знавший и не понимавший. Это был электрик, и он пришел поменять лампочку в комнате разработчиков. Там было довольно тесно и ему пришлось объяснить цель своего визита: «Эээ, лампочку, того, поменять мне надо». В ответ практически синхронно со всех столов раздалось: «Да прибудет с тобой Сила!». Меняя лампочку, электрик ворчал про себя: «Про силу тока они что ли говорили? Чем они тут занимаются?».
Но такая небольшая игра настраивала на позитивный лад и способствовала согласованной работе в команде. Поэтому когда возник вопрос о названии системы защиты, сомнений не было – это будет StarForce.
История 2. Первый взлом или как мы расширяли штат
![Попытка взлома StarForce](/images/press-kit/legend2.png)
Кто-то скажет: «Разве хорошо писать про взлом? Это может отрицательно сказаться на репутации компании». И я не буду спорить - конечно, взлом это плохо. Но взлом взлому рознь. Сейчас есть определенная культура поиска уязвимостей, направленная на улучшение системы защиты (white hat). И хакер, нашедший слабое место в коде, имеет шанс устроиться на новую работу.
Далее текст из книги Дмитрия Гусева «Так закалялась Star… 10 световых лет»:
В сети появилась первая статья, описывающая методы взлома и обхода защиты StarForce. Написана она была отечественным товарищем и целиком и полностью посвящалась версии защиты, установленной на игре «Казаки: ЕВ». Причем как хакер человек себя не позиционировал, он же исследователь современных технологий защиты из спортивного интереса. Проанализировав статью, мы пришли к выводу, что документ хоть и содержит некоторые заблуждения и ошибки, но в целом способен стать отличным трамплином для сцены. Следует сказать, что за неполные 2 года активного применения защиты, все в компании привыкли к 100% надежности решения. Таким образом, данный факт являлся ушатом холодной воды для всех. Спустя пару недель тот же автор выложил в сеть фрагменты дизассемблированного кода игры. Работа была проделана мастерски. Многие уязвимости защиты, которые хакер использовал в своей работе, были известны давно, но все как-то не доходили руки их закрыть.
- Утром мне кинули ссылку вот на это, - Аналитик сгорбившись сидел у монитора.
- Старфорс виртуал машин аналайзер, - прочитал из-за плеча Аналитика Архитектор.
- Му-ха-ха-ха! – нервно зашелся Разработчик, - Допрыгались.
- Я уже кое-чего там посмотрел – разобрали виртуальную машину. Правда в описании куча сырого материала, многое строится на догадках. Но если бы этот деятель сам все делал, то он был бы в состоянии выложить кряк для Казаков в сеть через неделю-две после релиза, - сказал Аналитик.
- Релиз-то был полгода тому! – вставил Валидатор.
- Вот именно. Наверно, он все это время думал, как сломать и, вот, наконец, родил. По большому счету, сейчас никто кроме него воспользоваться этим инструментом не сможет, - отвечал Аналитик, - слишком пока все запутанно.
- Учитывая тот факт, что каждое следующее защищенное приложение собирается по-разному? его метод может и не быть универсальным для всех, - заметил Драйверист.
- Может! То, что он сделал уже войдет в историю. И бог его знает, что он там еще напридумывает, - сказал Системщик.
- Необходимо проанализировать его работу и понять, чем это нам всем грозит, - повернулся Логик к Драйверисту, - а когда поймем, что там к чему, будем нервничать.
Решено было так и поступить. Через пару дней по результатам исследования был сделан вывод, что хакер как минимум очень талантлив. Первый испуг прошел, так как подтвердился тот факт, что способ довольно запутанный и не до конца доработанный. В таком виде его может использовать только автор.
- Грамотный пацан!
- А может это девушка, лол!
- Судя по нику – вряд ли.
- А почему бы нам не взять на работу этого… эм… и не направить его энергию и знания в мирное русло?
- Я тоже об этом подумал!
Действовать необходимо было быстро. Аналитик кинул хакеру личкой на одном из форумов сообщение с предложением сотрудничества. Тот откликнулся неожиданно быстро и согласился встретиться, поговорить. И так случилось, что коллективу был представлен новый человек:
- Знакомьтесь: Исследователь, - многозначительно представил новичка Аналитик.
Исследователь занялся прототипированием разработок, изучал конкурирующие решения, анализировал взломостойкость. В частности на основе своей работы по изучению защиты на Казаках, он выдвинул целый ряд рекомендаций по улучшению надежности.
Половина истории. Про котолюбовь
![Миссис Норрис](/images/press-kit/halflegend.jpg)
Разработчики системы защиты StarForce, несмотря на свою хардкорную репутацию, являются очень хорошими людьми. Особенно если речь идет о котах. Или о котятах. Или о несчастных котятах. Ближе к делу скажете вы и будете правы.
Недалеко от офиса наша сотрудница нашла котенка, которого переехала машина. Как потом сказали врачи – животное пролежало в кустах около 12 часов, и счет действительно шел на минуты. Доброе сердце нашей коллеги не позволило ей пройти мимо малышки, и она развернула активную операцию по ее спасению. Котенку требовалась срочная хирургическая помощь. Источником финансирования стал краудфандинг сотрудников StarForce. Поскольку сумма получилась внушительной, были определённые сомнения в достижимости результата. Это могут понять те, кто пробовал в офисе хоть на что-то собрать деньги у сотрудников. Но любовь к котикам победила – все средства были собраны, что позволило спасти одну маленькую пушистую жизнь.
Сейчас кошечка живет у одного из наших сотрудников. Он назвал ее Миссис Норрис. Да, вы все верно подумали, но это не только прямая отсылка к романам о Гарри Потере – «кошечка, которая выжила», а также связь с Чаком Норрисом, которого невозможно просто так победить. Кошка еще боится становиться на травмированную лапку, но уже весела, жизнерадостна. Любит вкусно поесть и много поспать - все, как и должно быть у счастливых и довольных котиков. Вот уж не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы все следим за ее успехами.
История 3. Светлая сторона
![Защита Warface от читов и ботов](/images/press-kit/legend3.jpg)
Вопрос о защите всегда остается открытым. Есть издатели, которые считают, что защита не нужна – она только вызывает негатив у пользователей, а при текущем уровне конкуренции даже минимальный негатив может оказаться фатальным. Опять же развитие таких платформ как Steam должно было бы свести на нет потребности в дополнительной защите, но этого не происходит. Защита StarForce присутствует во многих современных играх, но обычные пользователи об этом никогда не узнают. Защита стала тихой и незаметной.
Как-то на Игромире/Comic-Con к нам подошел молодой человек с явным желанием отомстить за те далекие и видимо неуспешные попытки нас взломать. Хотелось ему нас потроллить на предмет того, что сейчас дисков с играми выпускают мало и мы, наверное, сидим на хлебе и воде. Да, решили мы ему подыграть, сейчас тяжелые времена. Все в онлайн-игры играют, диски никто не берет.
- О том и речь, я, например, сейчас только через интернет играю – совсем другие ощущения! - вторит наш собеседник.
- А во что играете?
- Шутеры люблю. Например, Warface. В танки играю иногда, вот Армату заценил.
- И как, все нравится? - спрашиваем.
- Да, нормуль. Мне нравится, что как будто в параллельной реальности все происходит. Очень круто.
- А ты знаешь, что и Warface и Армата защищены StarForce?
- Да ладно, что вы там защищаете?
- Вам же, игрокам, помогаем.
- StarForce помогает игрокам? Это что-то совсем новое!
- Про читеров слышал?
- Это те, что через стены видят, и как кощеи бессмертные, умереть никак не могут? Ужасно их не люблю. И хотите сказать, что StarForce с этим борется? Вот уж не подумал. То есть на светлую сторону перешли… Бывает же…
Посетитель в задумчивости ушел.
Год 2015 получается для нас весьма продуктивным – мы разработали систему для безопасного просмотра книг, защищенных авторским правом, для Национальной электронной библиотеки (НЭБ РФ); подготовили программу-просмотрщик для мобильных устройств; запустили платный тарифной план на сервисе защищенной электронной почты SFLetter.com. Сейчас наши решения защиты пронизывают цифровое пространство и время для предоставления возможности свободного обмена электронными документами, мультимедийный контентом и программным обеспечением с гарантией соблюдения интересов правообладателя/корпоративного заказчика.
StarForce: вы создаете – мы защищаем.