Ритейл: анализ рисков и контрмеры по обеспечению информационной безопасности
На сегодняшний момент в розничной торговле, как, наверное, и в других сегментах бизнеса идет самая настоящая война за клиентов. И в этом виноват не только кризис. Каждая сеть ищет свой путь для достижения успеха. Однако из-за жесткой конкуренции и желания сэкономить на кадрах возникают нештатные ситуации,которые могут привести к финансовым потерям.
Ценовая политика
Резкий рост цен вынудил почти половину россиян (44%) сократить объем покупок продуктов питания и товаров повседневного спроса в среднем на 24%. Об этом говорится в исследовании международной аналитической компании Nielsen, проведенного по итогам I квартала 2015 года.
Рост цен заметили все респонденты (99%), при этом 77% опрошенных отмечают, что цены в I квартале 2015 года выросли на треть по сравнению с декабрем 2014 года. Чаще всего респонденты жаловались на значительное подорожание сыров, овощей и фруктов, мяса, птицы и мясной продукции. В этой связи некоторые ритейлеры используют электронные ценники, чтобы не опаздывать за курсом рубля.
![](/blog/05.05.2015/2.png)
Стоит отметить, что в феврале члены Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и продуктовые торговые сети приняли решение о заморозке цен на корзину не менее чем из 20 социально значимых товаров первой необходимости. В связи с этим у потребителей появилась возможность обращаться на горячую линию ФАС России по вопросам завышения розничных цен на продовольствие, если ими были замечены нарушения. Горячая линия работает исправно, а все заявки рассматриваются и принимаются к сведению. Анкету с жалобой на тот или иной магазин можно заполнить на сайте ведомства в режиме online.
Если говорить о форматах торговли, то исследование показывает, что в более выгодном положении сейчас находятся «магазины низких цен» или дискаунтеры. Это единственный формат сетевой торговли, где наблюдается заметный приток покупателей. Что же делать остальным магазинам?Известно, что 5% продукции обеспечивают магазину 50% прибыли. Продажи уникальных товаров упали, а сетям нужно компенсировать убытки. Отсюда и «дикие» цены на товары из «покупательской корзины». Что повлекло за собой проверки со стороны контролирующих органов.
![](/blog/05.05.2015/3.png)
Под пристальное внимание попадают многие важные документы, которые должны быть доступны только узкому кругу лиц внутри компании. Такими документами могут быть отчеты о маржинальности товаров, списки доверенных поставщиков (черные и белые), информация о регламенте выкладки товаров и особенностях ценовой политики. Поэтому компаниям стоит обратить пристальное внимание, что такие документы должны быть надежно защищены и иметь разграничение контроля доступа. С этим успешно справляется решение StarForce Content Enterprise.
Расширение ассортимента
Раньше, как признаются ритейлеры, они могли привлечь клиента ценами и уникальностью своих предложений. У каждой сети был свой определенный профиль, ассортимент, бренды, которые в совокупности позволяли сформировать образ, отличающийся от конкурентов. Теперь настала эра универсальности. Например, в Юлмарте можно купить аксессуары для автомобиля и корм для животных, что на первой взгляд покажется странным, т.к. магазин изначально специализировался на компьютерной технике.
В теории польза от расширения ассортимента очевидна: это позволяет привлечь новых клиентов и увеличить размер среднего чека. Но все ли так просто? Я слышала историю про человека, который мог безошибочно определить какой магазин нужно открывать в новом помещении. Он гулял по району, сидел в местных кафе и потом говорил инвесторам, что здесь нужно открыть табачную лавку или магазин для животных. Предоставленная им информация стоила много денег, а ее утечка делала бесполезным открытие нового бизнеса или направления. Такой подход актуален и для расширения ассортимента – информация о том, что может принести магазину дополнительный доход должна быть тайной за семью печатями.
Сохранить секрет может помочь продукт компании StarForce, позволяющий защитить от утечки конфиденциальную информацию внутри и за пределами компании. Если сотрудник случайно или умышленно решит отправить документы с грифом «секретно» 3-ему лицу посредством электронной почты или на физическом носителе, например USB-флешке, то его будет ждать разочарование. Файлы нельзя будет открыть. Службе безопасности компании станет известно об инциденте, и дальнейшая судьба инсайдера будет зависеть уже от внутренней политики компании и лояльности руководства.
Обучение сотрудников
![](/blog/05.05.2015/5.png)
Какой фактор прямым образом влияет на продажи, а как следствие и на оборот компании? Прежде всего, это компетенция продавца-консультанта или любого другого сотрудника компании, контактирующего с конечным покупателем. Но каким образом она формируется? Обычно компании предпочитают брать начинающего продавца и выращивать из него профи. Как признаются ритейлеры, проведение обучения для сети очень затратное мероприятие, и что важно неэффективное. Менеджерам приходилось ездить по всем филиалам, а сотрудники, проходившие обучение, относились к этому без особого энтузиазма.
Изменить ситуацию помогли программы мотивации, направленные на карьерный рост и поощрение сотрудников, достигших определенных результатов. Теперь сами работники заинтересованы в успешном прохождении обучения, ведь от этого будет зависеть их рейтинг и возможное дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. И поскольку обучающие материалы должны быть доступны сотруднику «в любом месте и в любое время» возникает риск их утечки, что приведет к раскрытию внутренних секретов компании (методологии, техники продаж).
Компания StarForce может предложить решение для защиты видео материалов и PDF-документов, а также обеспечить их безопасную передачу в филиалы компании.
Взаимодействие между филиалами
Филиалы предоставляют информацию о своей деятельности головной компании. Соответственно центральный офис может передавать филиалам своей сети какие-либо указания по дальнейшей деятельности: ввод новых регламентов работы, изменения в ассортиментной политике, премирование.
Обеспечить безопасный и надежный канал связи поможет продукт StarForce E-m@il Enterprise. Таким образом, информацию сможет открыть только доверенный получатель с помощью специальной программы-просмотрщика. Отправитель может ограничить время работы с отправленной информацией и количество открытий документа, кроме этого есть возможность отозвать право на просмотр письма, если получатель утратил доверие или по другим причинам">Обеспечить безопасный и надежный канал связи поможет продукт StarForce E-m@il Enterprise. Таким образом, информацию сможет открыть только доверенный получатель с помощью специальной программы-просмотрщика. Отправитель может ограничить время работы с отправленной информацией и количество открытий документа, кроме этого есть возможность отозвать право на просмотр письма, если получатель утратил доверие или по другим причинам.
Инвентаризация
Не менее важная процедура, которую проводят представители ритейла – инвентаризация. Для большинства сетей это целое глобальное событие, по итогам которого торговая точка может судить о своих финансовых показателях. Ни для кого не секрет, что определенную долю риска закладывают в стоимость товара, но сейчас не об этом. Для того чтобы сохранить такую информацию и исключить возможность ее распространения за пределами компании следует воспользоваться программным комплексом StarForce Content Enterprise.
Вывод
![](/blog/05.05.2015/7.png)
Защита информации для ритейла крайне актуальна и продолжает повышать свою значимость день ото дня. Возрастающий уровень конкуренции на рынке влияет на защищенность бизнеса и всех происходящих в нем процессов от передачи конфиденциальных электронных писем, до создания отчетов и планов развития. Утечка такой информации может обернуться не только убытками, но и потерей всего бизнеса. Продукты StarForce позволяют не только защитить информацию от несанкционированного доступа и распространения, но и управлять этим доступом, предоставляя его различным участникам бизнес-процесса в оперативном режиме.