Button Up
RU EN

Слабая защита электронных образовательных материалов – основная проблема электронного образования сегодня

18.10.2012

Дмитрий Гусев, заместитель директора по маркетингу StarForce Technologies1. Что для вас электронное образование? Что вы понимаете под этим словосочетанием?

Электронное образование это совокупность методов и материалов для обучения, представленных в электронном виде. Подразумевается, что студент не использует бумажные носители для получения той или иной информации и как правило обучается дистанционно. Однако, электронное образование может иметь место и в специально оборудованном классе, где применяются компьютерные, мультимедийные инструменты для получения и усвоения учебного материала. Даже если студент добывает часть материала просто из интернета, попутно делая заметки на листке бумаги, даже это можно назвать электронным образованием.

Мир поступательно движется к цифровизации образовательного процесса. Это востребовано современным обществом, когда обучение идет практически всю жизнь. И если в детстве и юности посещение учебного заведения является основным занятием, то для работающего человека решающим фактором становится время и простота доступа к образовательным материалам. Кроме того, цифровой формат подразумевает моментальный и беспрепятственный обмен знаниями, накапливание их в едином хранилище и соответственно повышения качества базы знаний.

 

2. Что сегодня является главной инновацией в электронном образовании и что дало такое массовое развитие этому явлению?

Полагаю, что основной инновацией в электронном обучения был, есть и будет интернет. Именно с помощью интернета становится возможным иметь доступ к образовательным материалам из любой точки мира в любое удобное для вас время. Мультимедийные технологии, оборудование - вторичны. Потому что без глобальной сети все это было бы лишь видоизмененным учебником. Именно интернет определил ту модель, которая сегодня большинством участников процесса отождествляется с понятием электронного образования.

 

3. Правы ли те, кто утверждает, что за электронным образованием будущее? Неужели исчезнут обычные школы и ВУЗы или они каким-то образом видоизменятся?

Наверно многие хотели бы чтобы «электронное образование» стало альтернативой традиционным методам. Возможно представить себе общество, где не надо посещать школу или университет, где преподаватель представлен в виде трехмерной модели на экране компьютера, где все материалы только в электронном виде. Однако будет ли такая модель работоспособной в обозримом будущем? Чисто технологически наверно да. Но что может заменить живое общение с учителем, особенно если учитель великолепно знает предмет, имеет практический опыт и любит свое дело.

Мало того, образовательные центры это и атмосфера, «тусовка», где витает дух знаний, инноваций. Без вербального общения с себе подобными невозможно представить превращение вчерашнего студента в грамотного специалиста. И хотя сегодня все больше и больше молодых людей проводят львиную часть своего времени в социальных сетях, думаю это ненадолго. Все когда-нибудь надоедает, кроме одного – реального, живого общения людей между собой.

 

4. Какие преимущества предлагает электронное образования для учителей и преподавателей?

Как ни странно возможность больше зарабатывать. Сначала может показаться, что в электронном ВУЗе не нужны учителя. Учителя заменяет компьютер, робот или электронное говорящее пособие. Однако любой учитель, обладающий определенными знаниями, может выпустить такое электронное пособие и зарабатывать деньги на его продаже. Очевидно, что в ближайшем будущем учителей вряд ли будут повально увольнять и заменять на роботов, а потому параллельно с основной деятельностью учитель сможет дополнительно зарабатывать производя и продавая электронные образовательные материалы.

 

5. С какими проблемами на ваш взгляд чаще всего сталкиваются люди, занятые в сфере электронного образования?

Будучи узкоспециализированным экспертом мне трудно судить о всех группах специалистов, занятых в индустрии электронного обучения. С уверенностью могу сказать лишь только о тех, кто производит и продает электронные курсы, учебники, лекции, программы. То есть о том же учителе, эксперте, который, накопив определенные знания и опыт, облек их в форму электронной информации для последующей монетизации.

В силу своей физической природы электронная информация чрезвычайно уязвима с точки зрения копирования и нелегального распространения. Любой человек может скопировать учебный курс на диск или флешь-носитель, дать переписать знакомым и друзьям, выложить в интернет и так далее. Именно поэтому основной проблемой правообладателей является защита их интеллектуальной собственности от несанкционированного распространения. Или проще говоря от пиратства.

Я лично встречаю множество людей, сталкивающихся с этой проблемой. Как правило, человек, имея ученую степень в области биологии или медицины не вполне искушен в компьютерных технологиях. Для многих явилось откровением то, что их учебные курсы, аудио/видео лекции, другие материалы находятся в свободном доступе в интернете.

Кроме копирования и распространения, я бы выделил еще один немаловажный аспект, который может быть и не является основной проблемой в электронном образовании, однако совсем пренебрегать им нельзя. Если вы делаете и продаете электронные курсы, то помимо защита от взлома и нелегального распространения вам необходимо понимать ваш рынок, ваши целевые аудитории. Продавая физические товары в магазине можно в крайнем случае провести анкетирование покупателей. Продавая же через интернет вы плохо представляете себе кто является вашим клиентом, где он находится, когда отдыхает, а когда работает. Обладая этой информацией вы можете поднять эффективность бизнеса на новый уровень и действовать строго таргетированно.

Подобные решения на рынке существуют и тот кому они понадобятся без труда их найдет.

 

6. Что, на ваш взгляд, тормозит развитие электронного образования в России? Насколько широко оно развито зарубежом?

С точки зрения ИТ специалиста скажу, что Россия всегда немного отставала от Запада, а в последнее время и от части Востока. Не во всем конечно, например криптография у нас очень сильная и ничем не уступает, а зачастую и превосходит иностранцев. В зависимости от отрасли разница составляет от пары лет до нескольких десятилетий. С одной стороны это плохо, а с другой хорошо. Ведь мы можем пристальней изучать чужой опыт и не повторять ошибок.

Безусловно электронное образование это в первую очередь интернет, компьютеры и компьютерная ментальность. Распространение дешевого быстрого доступа в сеть – вот что является основным залогом успеха отрасли. В больших городах такой интернет присутствует, в деревнях его порой вообще нет. Посмотрите на Южнокорейский опыт, где электронное образование развито пожалуй лучше всего в мире. Да просто там 99% домохозяйств подключены к быстрому и дешевому интернету. Что и дает небывалый толчок развитию дистанционных форм обучения.

Компьютеры, слава богу, в последнее время достаточно доступны, хотя и не всем. А вот что касается ментальности, то тут необходимо подождать. Пока вырастет новое поколение, для которых компьютер это такой же предмет обихода как пылесос или холодильник. Тогда и подход изменится и  понимание прогрессивности электронных форм обучения приведет к значительной популяризации отрасли. На западе компьютеры стали появляться в семьях в начале-середине 80-ых, в России на 10 лет позже. Вот вам и временная дельта и величина отставания.

 

7. Облака – тренд последнего времени, который активно подхватывают в области электронного образования, какие плюсы и минусы вы видите в использовании облачных сервисов в дистанционном образовании?

Облако – это кажется удобным и выгодным. Однако, как показывает практика, не смотря на весь шум вокруг облаков, технология эта прокладывает себе дорогу достаточно трудно. В первую очередь вопрос в доверии. В доверии к той организации, которая будет хранить и обрабатывать ваши данные. Вы не можете быть уверены, что данные надежно защищены, что доступ к ним защищен.

Второе это доступ к данным. Для этого пользователю в любой момент времени использования облачного сервиса необходим высокоскоростное подключение к сети интернет. А если пользователь вне зоны доступа, на природе например, в метро, или в месте с медленным, нестабильным интернетом?

Очевидно, что облачные сервисы интересно использовать в своей работе, однако параллельно с этим необходимо предоставлять пользователю и альтернативные способы доступа к информации. Например какой-то урок расположен на удаленном сервере и пользователь получает доступ к нему посредствам браузера. Однако, имеет смысл предусмотреть и возможность скачивания урока для последующего изучения. Таким образом достигается не только удобство использования, но и дополнительная монетизация. К примеру: доступ в облако – это один пакет подписки, а возможность скачивания - другой. Пользователю всегда необходимо предоставлять выбор, потому что выбор это не только удобно клиенту, но и создает дополнительные возможности для бизнеса.

 

8. Каков ваш прогноз развития IT-технологий в образовании?

Мало кто возьмет на себя ответственность предсказать что будет в IT лет через пять. Конечно прогнозы существуют. Многие ставят на мобилизацию, на развитие мобильных устройств, на их более широкое применение во всех сферах жизни. Я, в целом, склонен согласиться с этим утверждением, однако вопросы защиты интеллектуальной собственности останутся по-прежнему и будут стоять достаточно остро. При содействии фонда Сколково сегодня в нашей стране разрабатываются системы защита программ и контента для мобильных платформ. Без этого разработка электронных образовательных курсов будет нерентабельна из-за проблемы пиратства. Правообладатели получат в свое распоряжение гибкий и надежный инструмент защиты и контроля цифровой информации.

О компании StarForce

Компания «Протекшен Технолоджи» (торговая марка StarForce) – ведущий российский разработчик программных решений в области контроля и защиты программ и электронной информации от утечек, копирования и нелегального распространения. С 2000 года компания разрабатывает и внедряет ультрасовременные технологические решения, защищенные соответствующими патентами РФ, США и Канады, что позволяет обеспечить охрану интеллектуальной собственности и авторских прав во всем мире.

Являясь экспертом в области защиты цифровой информации и программного обеспечения от утечек, копирования, взлома и несанкционированного распространения, компания разработала собственную систему Управления Цифровыми Правами (StarForce DRM), открывающую перед нашими клиентами широчайшие возможности по доставке цифрового контента и слежению за продажами. Технологии StarForce внедрены в таких компаниях как РЖД, Corel, 1С, Mail.ru, Аэрофлот, SUN InBev Russia, АМД Лаборатории, ATC International, МедиаХауз, Руссобит-М, Новый Диск, Бука, Snowball, 2Play, GFI, CENEGA, Akella и в ряде других.

Контакты для прессы:
pr@star-force.com

Возврат к списку