Button Up

Легенды StarForce

Многие компании обрастают своими историями и легендами. И StarForce не исключение. Историй за 15 лет накопилось много, и среди них есть и забавные, и скандальные, и поучительные. Я представлю вашему вниманию три с половиной небольших рассказа, повествующих о любви StarForce к «Звёздным войнам», талантливым хакерам, котам и, вот сюрприз, к конечным пользователям.

История 1. Да пребудет с тобой Сила

Только очень далекий от «далекой-далекой галактики» человек не увидит ассоциативную связь между StarForce и «Звездными войнами». И действительно первый эпизод саги вышел в 1999 году, когда работа над системой защиты шла полным ходом. По воспоминаниям современников выход этого фильма стал большим событием для всех, кто чувствует душевную близость со Скайуокером по пятницам и Дартом Вейдером по понедельникам. И нам это тоже было близко, поэтому на стене комнаты, где разрабатывалась система защиты, висел календарь со «Звездными войнами», привезенный по случаю из-за границы. Это создавала определенную атмосферу.

Перед релизом системы участники стартапа работали на износ, а при определенной степени усталости, люди начинают разговаривать нестандартными фразами типа «насыпать кофе из красной банки можешь ты» или «сегодня о защите вселенной (игровой) буду думать я». Понятно, что реакция не заставила себя ждать – фраза «Да пребудет с тобой Сила» стала использоваться к месту и не очень. Кстати по-английски это звучит как «may the Force be with you».

Как-то в офисе оказался человек, далекий от темы звездных войн, ничего о них не знавший и не понимавший. Это был электрик, и он пришел поменять лампочку в комнате разработчиков. Там было довольно тесно и ему пришлось объяснить цель своего визита: «Эээ, лампочку, того, поменять мне надо». В ответ практически синхронно со всех столов раздалось: «Да прибудет с тобой Сила!». Меняя лампочку, электрик ворчал про себя: «Про силу тока они что ли говорили? Чем они тут занимаются?».

Но такая небольшая игра настраивала на позитивный лад и способствовала согласованной работе в команде. Поэтому когда возник вопрос о названии системы защиты, сомнений не было – это будет StarForce.

История 2. Первый взлом или как мы расширяли штат


Кто-то скажет: «Разве хорошо писать про взлом? Это может отрицательно сказаться на репутации компании». И я не буду спорить - конечно, взлом это плохо. Но взлом взлому рознь. Сейчас есть определенная культура поиска уязвимостей, направленная на улучшение системы защиты (white hat). И хакер, нашедший слабое место в коде, имеет шанс устроиться на новую работу.

Далее текст из книги Дмитрия Гусева «Так закалялась Star… 10 световых лет»:

В сети появилась первая статья, описывающая методы взлома и обхода защиты StarForce. Написана она была отечественным товарищем и целиком и полностью посвящалась версии защиты, установленной на игре «Казаки: ЕВ». Причем как хакер человек себя не позиционировал, он же исследователь современных технологий защиты из спортивного интереса. Проанализировав статью, мы пришли к выводу, что документ хоть и содержит некоторые заблуждения и ошибки, но в целом способен стать отличным трамплином для сцены. Следует сказать, что за неполные 2 года активного применения защиты, все в компании привыкли к 100% надежности решения. Таким образом, данный факт являлся ушатом холодной воды для всех. Спустя пару недель тот же автор выложил в сеть фрагменты дизассемблированного кода игры. Работа была проделана мастерски. Многие уязвимости защиты, которые хакер использовал в своей работе, были известны давно, но все как-то не доходили руки их закрыть.

- Утром мне кинули ссылку вот на это, - Аналитик сгорбившись сидел у монитора.

- Старфорс виртуал машин аналайзер, - прочитал из-за плеча Аналитика Архитектор.

- Му-ха-ха-ха! – нервно зашелся Разработчик, - Допрыгались.

- Я уже кое-чего там посмотрел – разобрали виртуальную машину. Правда в описании куча сырого материала, многое строится на догадках. Но если бы этот деятель сам все делал, то он был бы в состоянии выложить кряк для Казаков в сеть через неделю-две после релиза, - сказал Аналитик.

- Релиз-то был полгода тому! – вставил Валидатор.

- Вот именно. Наверно, он все это время думал, как сломать и, вот, наконец, родил. По большому счету, сейчас никто кроме него воспользоваться этим инструментом не сможет, - отвечал Аналитик, - слишком пока все запутанно.

- Учитывая тот факт, что каждое следующее защищенное приложение собирается по-разному? его метод может и не быть универсальным для всех, - заметил Драйверист.

- Может! То, что он сделал уже войдет в историю. И бог его знает, что он там еще напридумывает, - сказал Системщик.

- Необходимо проанализировать его работу и понять, чем это нам всем грозит, - повернулся Логик к Драйверисту, - а когда поймем, что там к чему, будем нервничать.

Решено было так и поступить. Через пару дней по результатам исследования был сделан вывод, что хакер как минимум очень талантлив. Первый испуг прошел, так как подтвердился тот факт, что способ довольно запутанный и не до конца доработанный. В таком виде его может использовать только автор.

- Грамотный пацан!

- А может это девушка, лол!

- Судя по нику – вряд ли.

- А почему бы нам не взять на работу этого… эм… и не направить его энергию и знания в мирное русло?

- Я тоже об этом подумал!

Действовать необходимо было быстро. Аналитик кинул хакеру личкой на одном из форумов сообщение с предложением сотрудничества. Тот откликнулся неожиданно быстро и согласился встретиться, поговорить. И так случилось, что коллективу был представлен новый человек:

- Знакомьтесь: Исследователь, - многозначительно представил новичка Аналитик.

Исследователь занялся прототипированием разработок, изучал конкурирующие решения, анализировал взломостойкость. В частности на основе своей работы по изучению защиты на Казаках, он выдвинул целый ряд рекомендаций по улучшению надежности.

Половина истории. Про котолюбовь

Разработчики системы защиты StarForce, несмотря на свою хардкорную репутацию, являются очень хорошими людьми. Особенно если речь идет о котах. Или о котятах. Или о несчастных котятах. Ближе к делу скажете вы и будете правы.

Недалеко от офиса наша сотрудница нашла котенка, которого переехала машина. Как потом сказали врачи – животное пролежало в кустах около 12 часов, и счет действительно шел на минуты. Доброе сердце нашей коллеги не позволило ей пройти мимо малышки, и она развернула активную операцию по ее спасению. Котенку требовалась срочная хирургическая помощь. Источником финансирования стал краудфандинг сотрудников StarForce. Поскольку сумма получилась внушительной, были определённые сомнения в достижимости результата. Это могут понять те, кто пробовал в офисе хоть на что-то собрать деньги у сотрудников. Но любовь к котикам победила – все средства были собраны, что позволило спасти одну маленькую пушистую жизнь.

Сейчас кошечка живет у одного из наших сотрудников. Он назвал ее Миссис Норрис. Да, вы все верно подумали, но это не только прямая отсылка к романам о Гарри Потере – «кошечка, которая выжила», а также связь с Чаком Норрисом, которого невозможно просто так победить. Кошка еще боится становиться на травмированную лапку, но уже весела, жизнерадостна. Любит вкусно поесть и много поспать - все, как и должно быть у счастливых и довольных котиков. Вот уж не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы все следим за ее успехами.

История 3. Светлая сторона

Вопрос о защите всегда остается открытым. Есть издатели, которые считают, что защита не нужна – она только вызывает негатив у пользователей, а при текущем уровне конкуренции даже минимальный негатив может оказаться фатальным. Опять же развитие таких платформ как Steam должно было бы свести на нет потребности в дополнительной защите, но этого не происходит. Защита StarForce присутствует во многих современных играх, но обычные пользователи об этом никогда не узнают. Защита стала тихой и незаметной.

Как-то на Игромире/Comic-Con к нам подошел молодой человек с явным желанием отомстить за те далекие и видимо неуспешные попытки нас взломать. Хотелось ему нас потроллить на предмет того, что сейчас дисков с играми выпускают мало и мы, наверное, сидим на хлебе и воде. Да, решили мы ему подыграть, сейчас тяжелые времена. Все в онлайн-игры играют, диски никто не берет.

- О том и речь, я, например, сейчас только через интернет играю – совсем другие ощущения! - вторит наш собеседник.

- А во что играете?

- Шутеры люблю. Например, Warface. В танки играю иногда, вот Армату заценил.

- И как, все нравится? - спрашиваем.

- Да, нормуль. Мне нравится, что как будто в параллельной реальности все происходит. Очень круто.

- А ты знаешь, что и Warface и Армата защищены StarForce?

- Да ладно, что вы там защищаете?

- Вам же, игрокам, помогаем.

- StarForce помогает игрокам? Это что-то совсем новое!

- Про читеров слышал?

- Это те, что через стены видят, и как кощеи бессмертные, умереть никак не могут? Ужасно их не люблю. И хотите сказать, что StarForce с этим борется? Вот уж не подумал. То есть на светлую сторону перешли… Бывает же…

Посетитель в задумчивости ушел.


Год 2015 получается для нас весьма продуктивным – мы разработали систему для безопасного просмотра книг, защищенных авторским правом, для Национальной электронной библиотеки (НЭБ РФ); подготовили программу-просмотрщик для мобильных устройств; запустили платный тарифной план на сервисе защищенной электронной почты SFLetter.com. Сейчас наши решения защиты пронизывают цифровое пространство и время для предоставления возможности свободного обмена электронными документами, мультимедийный контентом и программным обеспечением с гарантией соблюдения интересов правообладателя/корпоративного заказчика.


StarForce: вы создаете – мы защищаем.