Button Up

Как воспринимаются промахи в бизнесе в русском и западном обществе

Михаил Калиниченко
Михаил Калиниченко
Генеральный директор ООО "Протекшен Технолоджи"
20 Мар 2019

Еще Киплинг сказал, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Часто этой, ставшей расхожей фразой оправдывают любую разницу менталитетов, распространяя ее и на Россию.

Да, русский менталитет существенно отличается от западного, и их отличие обусловлено не только географией, религией и жизненным укладом. Западный, или англосаксонский менталитет, базируется на понятии частной собственности, в России же понятие частной собственности было законодательно восстановлено в 1990 годку, после более чем 70 лет коллективизма.

В Европе и США понятие частной собственности стало неотъемлемой частью менталитета как минимум на 100 лет раньше. Отсюда следует коллективный опыт накопления капитала, развития бизнеса и отношения человека к собственному обогащению.

Яркий пример — отношение к страхованию. Для русского человека страховка – в первую очередь необходимость. Человеку нужно поехать за рубеж — он покупает страховку. Сначала повод, затем страхование как следствие.

Для англосаксонского мира страховка — признак благосостоятельности. У человека появляются средства — он покупает страховку.

Также различен и подход к ведению бизнеса. Иностранные бизнесмены привыкли к стабильности финансовой системы, низким кредитным ставкам, поэтому риски и окупаемость на старте бизнеса рассчитывают на долгое время, как пример, на 20 лет. В то время как русские бизнесмены закладывают больше рисков с учетом финансовой нестабильности и высокого уровня инфляции, чтобы запущенный бизнес окупился уже через 5 лет.

Еще одно отличие русского менталитета от англосаксонского — отношение к неудачам. В нашем социуме первая же неудача воспринимается как клеймо. Общество устроено таким образом, что высот в бизнесе человек может не достичь, если у него были неудачи.

Следовательно, любой человек, который пытался что-то предпринять, но на первых этапах создания бизнеса его попытки не увенчались успехом, теряет возможность стать успешным бизнесменом. Люди забывают, что неудачный опыт — это опыт, который может помочь в дальнейшем избежать своих же ошибок. А в условиях хайтека, когда условия, в которых бизнесмены начинают работу, стремительно меняются, неудача должна восприниматься как составная часть бизнеса. В западном обществе, если компания потерпела крах, то это не повод для всеобщего осуждения. Часто возможность неудачи даже закладывается в инвестиционный план.

Следующее отличие от западного общества — в России еще не сформировались механизмы накопления и передачи опыта. Опыт успешного ведения бизнеса с самого начала, с учетом особенностей российского законодательства, только начал нарабатываться. Более того, условия, диктуемые бизнесу законами, слишком часто меняются, чтобы можно было наработать опыт нескольких поколений.

Еще один нюанс — в российском бизнесе человек, у которого были неуспешные попытки создать какой-либо бизнес, в глазах инвесторов оказывается гораздо ниже, чем человек, который ничего не делал. В англосаксонской модели ситуация обратная, т.е. если человек строил бизнес и делал это неудачно, и он может объяснить, почему его предыдущие попытки были безуспешными, то в глазах социума он будет выглядеть выше человека, который ничего не делал. Причем такое отношение складывается как с точки зрения общества в целом, так и инвесторов, и партнёров.

В Силиконовой долине инвесторы не боятся вкладывать деньги сразу в сто-двести компаний, из которых всего несколько может выстрелить. Более того, инвесторы заранее учитывают обязательный риск неудач.

В России совершенно другой подход к инвестированию. Например, по информации Счетной Палаты, государственный инвестиционный фонд «Росинфокоминвест» за 10 лет существования совершил только одно вложение, которое оказалось убыточным. По данным ведомства, «Росинфокоминвест» вложил 148 миллионов рублей в российскую платформу для инвесторов RoboETF. После неудачи на фонд обрушилась волна обвинений, но не было никаких осуждений, что на протяжении 10 лет у фонда были и другие расходы: зарплата сотрудникам, аренда офисов, и т.д., которые в общей сложности, скорее всего, были равны единственному вложению фонда.

Хотелось бы, чтобы бизнес в России больше использовал научный подход. В науке нет давления из-за промахов, так как предполагается, что отрицательный результат является таким же результатом, как и положительный. Например, ученый, выдвинул десять гипотез и пришел к выводу, что ни одна из них не правильная, не будет подвержен давлению и останется таким же уважаемым в обществе. Наше научное общество к такой ситуации относится вполне лояльно. Считается, что своими ошибками исследователь убрал неправильные предположения. Соответственно, у ученых есть возможность накапливать опыт, в том числе и отрицательный.

Неудачи в бизнесе западным обществом воспринимаются как опыт, который позволяет избежать дальнейших ошибок. В то время как в русском социуме человек, допустивший ошибки в ведении бизнеса, воспринимается как неудачник. Такое отношение мешает российскому бизнесу выйти на новый уровень и достичь успехов.



Возврат к списку

Новости компании

29.02.2024
07.02.2024
06.02.2024
25.10.2023
������ ����� � ����� ��� macOS
������ ������ �� USB